Как хабаровский стрит-арт выживает в Хабаровске – городе без легальных площадок для граффити

В Хабаровске есть свое небольшое сообщество граффити-художников, но легальных площадок для их работ нет уже несколько лет. Райтерам приходится находить заброшенные места или площадки, за которыми не следят. Между тем иногда власти сами выступают инициатором для рисунков на фасадах зданий, а прокуратура борется с уличным искусством.

В Год добровольца – в 2019-ом в Хабаровске появилось огромное тематическое граффити на пятиэтажке в центре города. Средства на стрит-арт выделили по федеральной программе, рисунок согласовали с управляющей компанией дома. Так «Росмолодежь» отметила Хабаровск как один из  городов, в которых «особо развито добровольчество».

В прошлом году хабаровские художники оставили граффити «Фортепиано» на доме по улице Ленина. Авторы переосмыслили фотографию, сделанную во время штурма Бреслау 27 апреля 1945 года. Тематический рисунок создали в рамках федерального конкурса «Граффити Победы».

«Само по себе явление, что мэрия согласовала и совместно с несколькими организациями сделала граффити – хороший знак, – говорит урбанист Георгий Барщик. –  И хотя к мэру есть претензии, он не боится идти на контакт со СМИ и своими критиками, так что вполне возможно, что теперь в городе могут и появиться нормальные граффити».

При этом прокуратура Хабаровска закрашивает многие работы, потому в соответствии с правилами благоустройства города никаких рисунков на зданиях города быть не должно. Легальных площадок для работ уличных художников в Хабаровске попросту нет.

«Я думаю, нет людей современной формации в администрации города, – говорит художник Петр Матюшков. – Таких, чтоб понимали каким крутым центром притяжения может быть уличное искусство. Мы не ждем помощи, мы просто берем и делаем наш город лучше, красивее и интереснее».

Популярные точки для граффити это стены у теннисных кортов в парке «Динамо», подземный переход у «Платинум Арены» и относительно новое место – плиты у дамбы в Южном микрорайоне.  

«Стрит-арт если и происходит, то локально, – говорит художница Ника Антоненко, которая работает в том числе на дамбе. – Мешает ограничение площадок. Не хватает просторных площадок, городских фасадов  и людей, готовых к сотрудничеству с художниками для стрит-арта. Так что художники идут на заброшки, где можно спокойно порисовать».

Художник Руслан «Аванс» считает, что привлекать внимание к проблеме с площадками не нужно: в такой нелегальности есть свой смысл.

«В этом же и изюминка, что человек сам ходит по подворотням, пытается донести мысль свою какую-то, – говорит райтер. – А если нужно стены украсить, то надо идти в администрацию, пусть нанимают людей, которые зарабатывают на этом».

Как отмечают художники, помочь движению могли бы согласованные арт-фестивали, но для них нужна помощь спонсоров или властей. Одна из последних граффити-тусовок прошла еще в 2017 году в рамках фестиваля уличных культур и экстремального спорта «Притяжение». Тогда художникам отдали для рисунков «мертвые фонтаны» за гостиницей «Интурист». Это пространство давно стало центром притяжения неформальной молодежи. Граффити там можно найти и сейчас.

«Подобных мероприятий очень мало, так как организовать их очень тяжело, точнее – муторный длительный процесс согласования, – рассказывает художник из Владивостока и куратор граффити-площадки фестиваля «Притяжение» The 5late. – Администрация выделяет деньги после мероприятия, и бывает, что эти сроки затягиваются. Найти спонсоров можно, но также согласование с администрацией очень долгое. Каждый раз, когда участвую в этом, понимаю насколько это бюрократичная схема. Но я верю, что в дальнейшем процесс согласования с администрацией будет проще и мероприятий будет больше».

Подобные события помогают не только развиваться отдельным авторам, но и налаживают связи между райтерами всего сообщества. Ведь как замечает художник Евгений Сокиркин, внутри комьюнити есть проблема – его разобщенность.

«Стрит-арт в городе разделился на два лагеря, – рассуждает художник. – Есть ребята, которые рисуют классические граффити на своих спотах [площадка для рисунков], где их мало кто видит, на что они, кстати, иногда жалуются. И есть лагерь молодых ребят, которые стараются делать что-то на улице, но пока чувствуют себя не очень уверенно. Они тренируются на набережной, дальних кордонах и бояться выйти в центр».

Другая проблема – отношение самих людей к стрит-арт. До сих пор художники испытывают на себе стереотипы об уличном искусстве от людей, которые видят в нем только вандализм.

«Проблема в недоверии к художникам, а Хабаровск еще и военный город, тут воспринимают любую альтернативу как вандализм. Городу и горожанам можно хотя бы просто не мешать художникам. Хотя люди стали реагировать лучше, идут на диалог, интересуются, задают вопросы про идею работ. Бывает, что представители старшего поколение напряжены, например, из-за черного фона,  и как заказчики просят: «А можно добавить яркий и более понятный пейзаж?», — рассказывает Ника Антоненко.

Летом 2020 года в Хабаровск приехал художник из Санкт-Петербурга Иван Шкулепа. Он оставил свой арт на стене музея «Мир говорящих машин». На музей посыпались жалобы от людей, недовольных рисунком и в итоге работу решили закрасить.

Иногда граффити становится инструментов для привлечения внимания к другим городским проблемам. В прошлом году художники оставили на бараках на проспекте 60-летия Октября два рисунка: российский триколор и трех обезьян («не вижу, не слышу, не говорю»). Так авторы хотели привлечь внимание к ветхому аварийному жилью.

«Мы уже несколько лет пытаемся привлечь внимание к своей проблеме, – говорит жительница одного из бараков Любовь Казакова. – И нам приятно, что местные художники не остались в стороне, а попытались с помощью своих работ нам помочь».

Предыдущая
Следующая

Отношение к уличному искусству в России до сих пор неоднозначное: даже в больших городах возникают конфликты из-за работ художников, а легальные площадки открываются редко.

«Я думаю, что стрит-арт важная часть городской культуры, потому что он создает коммуникацию между городской средой и горожанами, – говорит райтер Евгений Сокиркин. – Художнику важно проявить себя, а зрителю стоит увидеть перед собой не только работу, но и смелое решение: автор открыл себя и создал коммуникацию, несмотря на внешние рамки и ограничения. Это всегда проявление свободы. Хороший стрит-арт, который находится в нужном месте, всегда будет работать на пользу города и пространства вокруг. Он будет привлекать внимание, создавать вопрос, который можно обсудить. Ведь можно жить не только в серых стенах, а добавить немного красок и повлиять на атмосферу вокруг себя».

При этом, как отмечает другой опытный художник Артем Андрианов, в крупных городах России проходят большие тематические события, которые помогают развитию локальной уличной культуры. В Хабаровске таких событий не случалось давно.

«В Пятигорске недавно был конкурс-премия уличных культур «КАРДО», в Нижнем Новгороде стартует фестиваль стрит-арта, в сентябре будет международный фестиваль в Смоленске, – перечисляет Артем. – В нашем городе стрит-арт в текущих условиях не проявит себя. За последние лет пять не проводились никакие мероприятия граффити-направления. А до этого их организовывали энтузиасты. Сейчас художники могут попробовать найти единомышленников в тех сферах, где есть инвестиции в развитии города».