«Понял, что не хочу "тратить" себя там»: рассказ хабаровчанина, не ставшего москвичом
В столице Даниил Литвиненко жил и работал несколько лет, однако недавно он вернулся на Дальний Восток.
Жизнь 6833

Мысли о переезде из Хабаровска в центральные регионы России периодически возникают у многих жителей краевого центра. В Москве дальневосточников привлекают карьерные перспективы, более развитая инфраструктура, возможность чаще путешествовать по Европе и другие преимущества, которые может дать западный мегаполис. Многие действительно находят все это на новом месте и успешно устраиваются в столице, но некоторые все же возвращаются. Так поступил хабаровчанин Даниил Литвиненко. Он уехал в Москву в 2000 году, дважды возвращался в Хабаровск на пару лет, а в 2010-м решил осесть в столице. Тем не менее спустя семь лет Даниил все-таки уехал обратно в родной город. О причинах своего поступка он рассказал читателям портала «Губерния».


Когда попросили написать о том, почему я вернулся из Москвы в Хабаровск, я понял, что придется сразу же оговориться: представленные ниже характеристики и определения – мое личное оценочное суждение.

хабаровск

Сама просьба рассказать меня не удивила. С одной стороны, очевидно, что аудитории хабаровского СМИ интересно познакомиться с мыслями, мотивами и аргументами этого странного человека, который пошел против течения, логики и здравого смысла. Ведь очевидно, что из Хабаровска надо валить. С другой стороны, в хабаровском воздухе сегодня отчетливо ощущаются не только запах гари от лесных пожаров и «хвосты» бензольных выбросов, но и надежда очень многих людей найти повод не уезжать. Ведь очень многие действительно любят Хабаровск, для многих он стал точкой роста, многих сделал счастливыми (к этому моменту вернусь чуть позже). И он действительно прекрасный.

хабаровск

Понятно, что первые же саркастические улыбки читателей вызваны уверенной мыслью: «Да у него просто не получилось в Москве». Сразу мимо. С 2010 года на столичной почве мне удалось вырасти от безработного до выпускающего редактора крупнейшего московского еженедельника с тиражом более миллиона экземпляров, а после и до директора по маркетингу в международном интернет-проекте. Высокая зарплата, машина, проживание в лучшем районе столицы – все это случилось и стало главным мотивом возвращения. Заработав определенный опыт, знания и повысив свой профессиональный  уровень, я понял, что не хочу «тратить» себя там, в Москве. Другими словами, мне не хотелось бы принести этому городу пользу и ассоциировать себя с ним. Все годы жизни в столице, слыша по отношению к себе определение «москвич», я чувствовал уверенный внутренний протест.

москва

Что такое Москва? Этот город не зависит от места, в котором он расположен. Точно такой же мог быть километров на триста восточнее или на двести южнее – без разницы. Этому городу давно все равно, кто все эти люди, что сидят по барам или идут по обновленным тротуарам Садового кольца, ошиваются у колонн на станции «Комсомольская», стоят в пробках на Ярославском шоссе, Тверском бульваре, Ломоносовском проспекте, по всему ТТК, едут в электричках из Мытищ, считая, что москвичи – и они тоже. Точно так же большинству этих людей все равно, что это за город, в какой точке карты он отмечен. Важны лишь возможности, которые он дает, за которыми они здесь. Но парадокс в том, что эти самые возможности генерируют эти люди, именно тем, что они в Москве.

москва

Пятнадцать миллионов человек создают колоссальную энергию движения, колоссальный объем денег, жилые комплексы, дороги, парки, концерты мировых звезд музыки, большой футбол, музеи, гигантские торговые центры. Пятнадцать миллионов человек питают город своими идеями, страстью, трудом, мечтами, ожиданиями, требованиями. И почти всегда они отдают этому городу больше, чем получают взамен. А когда получают достаточно для счастья (возвращаюсь к этому фактору, как обещал), это почти всегда история личного успеха, личного противостояния обстоятельствам, личного упорного труда, амбиций, терпения и персональной способности созидать. Тогда при чем тут Москва?

москва

Хотя счастье не всегда определяется профессиональным и финансовым успехом, считается, что в Москве просто выше пресловутое качество жизни. И здесь, пожалуй, пришло время прикладной информации.

москва

Первое. Живя в Москве, вы готовы к тому, что будете тратить на дорогу в будний день четыре часа. Это не всегда так, можно постараться устроиться похитрее и добираться до работы за час. Но вы держите в голове и худшие варианты, ежедневно. Планируете съездить в МФЦ, оформить какие-то документы? Окей, не рассчитывайте успеть в этот день сделать что-то еще. Это касается не только передвижений наземным транспортом, но и метро. От станции «Алтуфьево» до «Бунинской аллеи» вы будете ехать 89 минут. Это время пребывания непосредственно в вагоне.

москва

Второе. Если вы в Москве зарабатываете недостаточно для того, чтобы покупать что-то на ужин в «Азбуке вкуса» или «Глобус Гурмэ», вы привыкаете к плохому качеству продуктов. Забудьте вкус хабаровского хлеба, овощей, молока, мяса, рыбы. В Москве количество бьет качество почти всегда.

москва

Третье. Продав трешку в Хабаровске за 8 млн рублей, в Москве вы сможете обосноваться в двушке в районе Площади Ильича или Свиблово. А может, в трешке в Новокосине. Что неизбежно направляет вас к пункту первому.

москва

Конечно, эти характеристики давно стали «общим местом». Как и то, что Москва – это хорошая медицина, превосходные дороги, возможность ходить в Третьяковку хоть каждый день и близкая Европа без пересадок. Хорошо устроиться в Москве нетрудно – так, чтобы, возвращаясь вечером с работы на такси, наслаждаться огнями Сити. Но со временем в столице начинаешь искать не только пути объезда пробок, но и смыслы.

москва

А что такое Хабаровск? Это великая река, это сопки Хехцира, это закаты, каких нет больше нигде, это тайга за порогом и живая, неистоптанная земля. Это жизнь на границе понимания. На грани государства и терпения. Город именно здесь, потому что здесь Россия. А Россия здесь, потому что город здесь. И пока он здесь. Хабаровску есть, что о себе сказать.

хабаровск

Мои прямые предки – братья Стецкие – были первопоселенцами села Березовка. Они пришли сюда в 1896 году из Винницкой губернии. Поездами, ступая ногами по сибирским таежным тропам, сплавляясь по рекам на плотах. Хабаровск с первого дня был местом пассионариев, созидание всегда было главной чертой его скалистого (скуластого) лица. И какими бы мотивами ни руководствовался человек, пожелавший отсюда уехать, решившись на это, он проявляет как силу и смелость относительно своей судьбы, так и очевидные слабость и трусость по отношению к этому месту. Для себя я понял, что, кроме прочего, не имею права вычеркнуть, конечно, бытовой, но подвиг своих предков из истории. Это не пафос, а реальная причинно-следственная связь. Это тот самый смысл.

хабаровск

Я вернулся в Хабаровск в конце апреля. И увидел, что город стал хуже: грязь на улицах, разбитые тротуары даже в центре, совершенно убитый общественный транспорт, свалки мусора во дворах и на газонах, невнятные жилые высотки в центре, угробившие выдающийся архитектурный ансамбль исторической части города, темные дворы, пыль в воздухе. Я бы назвал Хабаровск самым неблагоустроенным городом России (мне есть, с чем сравнить), если бы не семь первых премий, которые город получил как самый благоустроенный. Видимо, были другие критерии оценки?

хабаровск

Их, кстати, нетрудно найти в открытых источниках. Критериев всего 18. Среди них архитектурно-композиционная завершенность и художественная выразительность городской застройки, надлежащее санитарное содержание, состояние транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения, обеспечение экологической безопасности проживания населения, обеспеченность владельцев индивидуальных машин благоустроенными стоянками и гаражами.

хабаровск

Конечно, подобные нюансы мне были известны. Я не терял связь с родиной, следил за событиями через новостные ленты, хабаровские паблики в Instagram, общался с людьми. И поверх инфраструктурных мелочей из Москвы виделось главное – кризис идей.

москва

И теперь совершенно серьезно. Почему город, расположенный в самом центре АТР, не может заработать? Почему на территории опережающего развития до сих пор корейская Hundai не собирает двигатели для автомобилей, а Samsung – экраны для смартфонов? Почему не построена самая большая в Азии ювелирная биржа? Запуск такого проекта, уверен, обошелся бы дешевле, чем строительство многоэтажного урода за хабаровским ТЮЗом. Почему до сих пор не ликвидировано ХПАТП, а на его месте в условиях ТОР не создано современное транспортное предприятие? Почему до сих пор никто не настоял на включении Хабаровского района в список игорных зон, и на Амуре напротив Заимки не появились плавучие казино? Почему Хабаровск до сих пор не стал одной из столиц мировой моды, где самые дорогие и известные бренды представляли бы свои новые коллекции, привлекая сотни тысяч туристов со всей России, из Китая, Кореи, Японии? В условиях ТОР такой проект можно было бы реализовать на раз.

хабаровск

Но для этого нужно мыслить немного шире и разумнее, чем придумать несуразный офисный небоскреб в самом центре города, направив в узкое место еще больше людей и машин. И Хабаровск позволяет мыслить шире. В этом он ничем не отличается от столицы России. Более того, по сравнению с Москвой, которая уже насыщена идеями и реализованными проектами до степени тошноты, в Хабаровске гораздо больше возможностей.

хабаровск

Я вернулся, потому что надеюсь, что мне удастся помочь городу и региону стать лучше. Вернулся реализовать проект контентного агентства на языках соседних стран для привлечения туристов и инвесторов, построить сеть аэродромов для малой авиации на территории края, обеспечив районы качественной медициной, свежими продуктами, топливом, теми же туристами. Создать новые смыслы здесь. Заставить кого-то еще, кто переместился когда-то сильно западнее, подумать в обратном направлении. Ведь эта история – про пассионарность.

хабаровск

А если отбросить все звучные идеи, планы и лозунги, мое возвращение – это и вопрос ощущений. Сегодня, когда гуляю в районе Утеса, еду по Муравьева-Амурского, встречаюсь с друзьями, смотрю на закат, понимаю: я дома.

Комментарии 23

И кто Вам даст возможность все свои замыслы воплотить в жизнь? Есть уже поддержка или добровольные помощники?
Дмитрий 12.05.2017 13:46
И кто Вам даст возможность все свои замыслы воплотить в жизнь? Есть уже поддержка или добровольные помощники?


А кто даст возможности воплотить это в Москве? Или там по приезду сразу тебе на выбор всего и много выносят прям к трапу самолёта?
Антон 12.05.2017 18:09
А кто даст возможности воплотить это в Москве? Или там по приезду сразу тебе на выбор всего и много выносят прям к трапу самолёта?


Там, где раньше тигры ср...ли мы построим магистрали
Аноним 17.05.2017 17:27
Там, где раньше тигры ср...ли мы построим магистрали


И кто Вам даст воплотить свои идеи в жизнь? Иль есть помощники и бединомышленники из СИЛЬНЫХ мира Хабаровска? Кто-то из местных властных структур?
Дмитрий 12.05.2017 13:52
И кто Вам даст воплотить свои идеи в жизнь? Иль есть помощники и бединомышленники из СИЛЬНЫХ мира Хабаровска? Кто-то из местных властных структур?


Не понял по тексту прибыл в Маскву 2000 году с 2010 добился ... А что делал 10 лет в столице с 2000 до 2010?
Колямба 12.05.2017 14:24
Не понял по тексту прибыл в Маскву 2000 году с 2010 добился ... А что делал 10 лет в столице с 2000 до 2010?


Бомжевал
Лекс 12.05.2017 17:34
Бомжевал


Ответ на все эти вопросы прост потому что нет человека( хозяина) которому это было бы нужно !!! Только болтать с трибун и строить пафосные площади вот что могут !простой и очень яркий пример развития , построенный мост на остров скоро зарастёт травой или смоет за ненадобностью !!!
Максим 12.05.2017 14:45
Ответ на все эти вопросы прост потому что нет человека( хозяина) которому это было бы нужно !!! Только болтать с трибун и строить пафосные площади вот что могут !простой и очень яркий пример развития , построенный мост на остров скоро зарастёт травой или смоет за ненадобностью !!!


Ностальгия замучила, к тому же зрелый возраст настойчиво подталкивает искать спокойную размеренную жизнь, сделать дауншифтинг, иначе теряется смысл жизни, очень понимаю, сам прохожу эти отрезки времени. Но Хабаровск - это не место для честных трудяг и работяг. Здесь нормально живут только элитные чиновники около бюджетной кормушки и прочие воры-олигархи, способные только на постройку дорогой недвижимости, за которую только они могут заплатить из наворованных бюджетных денег. Если Вы не из этих дармоедов, то, вероятно, уедете обратно ближе к Москве. Остальному населению как в Москве, так и в Хабаровске, уготована роль прислуги и персонала для обслуживания банды элитных чиновников и прочей воровской шушеры.
пенсионер 12.05.2017 18:18
Ностальгия замучила, к тому же зрелый возраст настойчиво подталкивает искать спокойную размеренную жизнь, сделать дауншифтинг, иначе теряется смысл жизни, очень понимаю, сам прохожу эти отрезки времени. Но Хабаровск - это не место для честных трудяг и работяг. Здесь нормально живут только элитные чиновники около бюджетной кормушки и прочие воры-олигархи, способные только на постройку дорогой недвижимости, за которую только они могут заплатить из наворованных бюджетных денег. Если Вы не из этих дармоедов, то, вероятно, уедете обратно ближе к Москве. Остальному населению как в Москве, так и в Хабаровске, уготована роль прислуги и персонала для обслуживания банды элитных чиновников и прочей воровской шушеры.


Ностальгия замучила? Да и возраст уже. Реклама все это! Особенно про аэродромы для малой авиации, туристов, врачей, продукты, экологию. Здесь не Аляска, частных самолетов нет по причине нищего населения, а чиновникам ничего из этого не нужно, они на свой карман работают. Красивые мечты исчезают при понимании реальной жизни суровых мужественных закаленных дальневосточников, да и то этот тип людей вымирает в соответствии с принципами работы местной медицины.
пенсионер 12.05.2017 18:34
Ностальгия замучила? Да и возраст уже. Реклама все это! Особенно про аэродромы для малой авиации, туристов, врачей, продукты, экологию. Здесь не Аляска, частных самолетов нет по причине нищего населения, а чиновникам ничего из этого не нужно, они на свой карман работают. Красивые мечты исчезают при понимании реальной жизни суровых мужественных закаленных дальневосточников, да и то этот тип людей вымирает в соответствии с принципами работы местной медицины.


Про мост в Китай, который в данный момент в никуда, мост стоит четыре года в никуда,Хотя мог бы работать, грузоперевозки, не через приморье, возможно совместные предприятия, те же туристы,зимой, да и говорят, дорога это жизнь, но губернатору понятно невыгодно, его интерес заключается видимо в том что бы по Амуру, Полесье пассажиров возили, да баржи лес, давайте, попробуйте, что нибудь здесь изменить.
александр 12.05.2017 21:48
Про мост в Китай, который в данный момент в никуда, мост стоит четыре года в никуда,Хотя мог бы работать, грузоперевозки, не через приморье, возможно совместные предприятия, те же туристы,зимой, да и говорят, дорога это жизнь, но губернатору понятно невыгодно, его интерес заключается видимо в том что бы по Амуру, Полесье пассажиров возили, да баржи лес, давайте, попробуйте, что нибудь здесь изменить.


О Москве плохо, о Хабаровске плохо. Уедет опять куда нибудь. А код с картинки полная хрень
Кирилл 12.05.2017 22:10
О Москве плохо, о Хабаровске плохо. Уедет опять куда нибудь. А код с картинки полная хрень


Да кто-ж даст это сделать? Власть - всё видимо устраивает: уродливые дома, что понатыкали по городу, "убитый" общественный транспорт (б/у корейские душегубки), грязь и мусор...
Ну-ну 12.05.2017 22:41
Да кто-ж даст это сделать? Власть - всё видимо устраивает: уродливые дома, что понатыкали по городу, "убитый" общественный транспорт (б/у корейские душегубки), грязь и мусор...


А слышали про строительство аэропорта местных авиалиний? На..ра он 4-х этажный? Много самолетов летает? А парковка на много машин? Провожающих много? Это сколько денег опять закапают?
Дмитрий 15.05.2017 14:11
А слышали про строительство аэропорта местных авиалиний? На..ра он 4-х этажный? Много самолетов летает? А парковка на много машин? Провожающих много? Это сколько денег опять закапают?


Два совершенно разных мира, каждый из которых по своему прекрасен. Хорошо там, где у тебя семья, работа, друзья. В Москве не доят кур, деньги с неба не падают...но все кто перебирается в столицу из Ха почему-то довольны
Антон 15.05.2017 16:48
Два совершенно разных мира, каждый из которых по своему прекрасен. Хорошо там, где у тебя семья, работа, друзья. В Москве не доят кур, деньги с неба не падают...но все кто перебирается в столицу из Ха почему-то довольны


Странные все выше комментарии. Нормальный человек, с хорошим образованием и достижениями в профессиональной деятельности решил вернуться в Хабаровск, чтобы своей деятельностью помочь в чем-то именно здесь. Да ради бога, - флаг в руки только и успехов. В таких начинаниях нужна лишь поддержка. И что мы видим из комментариев - сарказм с издевками. Такое ощущение, что комментирущие полные невежи и неуверенные в будующем люди. Я уважаю и поддерживаю начинания и стремления героя статьи. По-больше бы таких любящих Хабаровский край.
Сова 15.05.2017 21:20
Странные все выше комментарии. Нормальный человек, с хорошим образованием и достижениями в профессиональной деятельности решил вернуться в Хабаровск, чтобы своей деятельностью помочь в чем-то именно здесь. Да ради бога, - флаг в руки только и успехов. В таких начинаниях нужна лишь поддержка. И что мы видим из комментариев - сарказм с издевками. Такое ощущение, что комментирущие полные невежи и неуверенные в будующем люди. Я уважаю и поддерживаю начинания и стремления героя статьи. По-больше бы таких любящих Хабаровский край.


От станции Алтуфьево до Бунинской Аллеи на метро 1 час 9 мин, в часе 60 мин, отсюда - 69 мин. Открываем Яндекс, схему московского метро и проверяем.
Марина 16.05.2017 07:56
От станции Алтуфьево до Бунинской Аллеи на метро 1 час 9 мин, в часе 60 мин, отсюда - 69 мин. Открываем Яндекс, схему московского метро и проверяем.


Ну надо же какой актуальный комментарий, просто уела бывшего москвича.
Сова 17.05.2017 20:54
Ну надо же какой актуальный комментарий, просто уела бывшего москвича.


Гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Хабаровск - самый " трудный " город россии по всем жизненно важным параметрам. Приехал, посмотрел, уехал- да, вроде хорошо! Только кошелек изрядно похудел, ну да ладно. Но если с дурна ума начать здесь какой- либо бизнес, то наверняка потеряешь. Устроиться же на работу просто нереально, ибо негде работать: локомотив экономики, производство, давно уже умерло. Так что столичные розовые очки быстро слетят!
Москва- да, хлопотно, напряженно, но жить есть на что, а если стараться, то и достойно жить: весь кошелек страны- там, все там тратится. Главным образом, чтобы пипл был доволен. Все, что не в центре- вахтовые поселки для непритязательных гастарбайтеров. И это надолго!
Сижу на чемоданах 18.05.2017 10:30
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги! Хабаровск - самый " трудный " город россии по всем жизненно важным параметрам. Приехал, посмотрел, уехал- да, вроде хорошо! Только кошелек изрядно похудел, ну да ладно. Но если с дурна ума начать здесь какой- либо бизнес, то наверняка потеряешь. Устроиться же на работу просто нереально, ибо негде работать: локомотив экономики, производство, давно уже умерло. Так что столичные розовые очки быстро слетят! Москва- да, хлопотно, напряженно, но жить есть на что, а если стараться, то и достойно жить: весь кошелек страны- там, все там тратится. Главным образом, чтобы пипл был доволен. Все, что не в центре- вахтовые поселки для непритязательных гастарбайтеров. И это надолго!


Согласен. Интерес Москвы к нашему региону вполне конкретный, и трудяги в этот интерес - не попадают. Ну разве только в качестве дешёвой рабочей силы...
подвиньтесь свои поставлю 18.05.2017 13:15
Согласен. Интерес Москвы к нашему региону вполне конкретный, и трудяги в этот интерес - не попадают. Ну разве только в качестве дешёвой рабочей силы...


Да кто бы с Вами спорил про насущное и и еще про то, что москвичи, скупив все, угробили все производство в Хабаровске. А вдруг Даниил Литвиненко станет Губернатором края или Мэром Хабаровска и возродит производство городе. Что сейчас делают власти - все пока мимо, поэтому и миграция такая на запад, где есть работа.
Сова 18.05.2017 21:12
Да кто бы с Вами спорил про насущное и и еще про то, что москвичи, скупив все, угробили все производство в Хабаровске. А вдруг Даниил Литвиненко станет Губернатором края или Мэром Хабаровска и возродит производство городе. Что сейчас делают власти - все пока мимо, поэтому и миграция такая на запад, где есть работа.


Ну Хабаровск всегда был городом гастарбайтеров, сюда всегда "ссылались" люди на правление местными пигмеями :) Тут все поделено)) Я родился в Хабаровске и прожил тут почти два десятка лет, жил долго в Днепропетровске (Украина), в Израиле пожил... Скажу честно - Хабаровск город перспективный - но его намеренно не развивают, для Москвы - это просто центр добычи ценных ресурсов :) Зачем тут создавать перерабатывающую промышленность и развивать его? Это значит выпустить кучу бабла из своих рук.
PS: Мне одному ещё больше захотелось отсюда свалить после прочтения этой статьи?
Владимир 19.05.2017 09:56
Ну Хабаровск всегда был городом гастарбайтеров, сюда всегда "ссылались" люди на правление местными пигмеями :) Тут все поделено)) Я родился в Хабаровске и прожил тут почти два десятка лет, жил долго в Днепропетровске (Украина), в Израиле пожил... Скажу честно - Хабаровск город перспективный - но его намеренно не развивают, для Москвы - это просто центр добычи ценных ресурсов :) Зачем тут создавать перерабатывающую промышленность и развивать его? Это значит выпустить кучу бабла из своих рук. PS: Мне одному ещё больше захотелось отсюда свалить после прочтения этой статьи?


Жизнь в Хабаровске такая, потому что всё здесь решают чиновники ! И нужно много усилий инициативных людей, чтобы повернуть развитие города в нужную сторону. Я поддержу бывшего москвича, если он затеет нужное для города дело. Кстати и сам имею несколько идей, но чиновникам они неинтересны.
Артур 24.05.2017 20:44
Жизнь в Хабаровске такая, потому что всё здесь решают чиновники ! И нужно много усилий инициативных людей, чтобы повернуть развитие города в нужную сторону. Я поддержу бывшего москвича, если он затеет нужное для города дело. Кстати и сам имею несколько идей, но чиновникам они неинтересны.


Не согласна с автором статьи,что Хабаровск по сравнению с 2010 годом стал хуже: "грязь на улицах, разбитые тротуары, убитый общественный транспорт , свалки мусора во дворах и газонах и пр." Хабаровск - современный , благоустроенный город. Службами города проводится работа по содержанию , ремонту дорог и объектов благоустройства. Регулярно осуществляется санитарная очистка города,его озеленение. Общественный транспорт в Хабаровске обновляется. В 2016 году приобретено 3 современных трамвая , в 2017 году планируется обновить автобусный парк (купить 8 автобусов). Хабаровск развивается и с каждым годом более привлекательным .
ирина 22.06.2017 16:59
Не согласна с автором статьи,что Хабаровск по сравнению с 2010 годом стал хуже: "грязь на улицах, разбитые тротуары, убитый общественный транспорт , свалки мусора во дворах и газонах и пр." Хабаровск - современный , благоустроенный город. Службами города проводится работа по содержанию , ремонту дорог и объектов благоустройства. Регулярно осуществляется санитарная очистка города,его озеленение. Общественный транспорт в Хабаровске обновляется. В 2016 году приобретено 3 современных трамвая , в 2017 году планируется обновить автобусный парк (купить 8 автобусов). Хабаровск развивается и с каждым годом более привлекательным .



CAPTCHA
Наверх